Плохо написанная боевая сцена способно загубить целое произведение. Почему? Да потому что сражение в книге — это всегда больше, чем банальное размахивание кулаками или магическими пищалями. Человек вступает в битву тогда, когда на кону стоит нечто большее, чем он сам. А иначе зачем рисковать жизнью?
В этом видео мы разберем три ключевых фактора, которые нужно учитывать при описании боевых сцен.

Основные мысли, изложенные в видео

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

  • Действие — глаголы
  • Высокая динамика, если мы наблюдаем краткосрочный бой
  • Низкая динамика, если мы наблюдаем за панорамой.
  • Краткость — если только вы не пишете ужастики или эпические полотна

Какие типы боевых сцен бывают

  • Панорама
  • Воспоминания о бое, в которой участвовал герой;
  • Наблюдение за боем, который ведет кто-то другой;
  • Непосредственное участие в бою;
  • Мечты о том, как герой кому-то покажет кузькину мать. Сюда же относятся метафоры, сравнения и рассуждения о том, как было бы хорошо кого-нибудь поколотить.

Главное: на что мы обращаем внимание? Что попадает в кадр?

ПАНОРАМА

Даем общую картину.

В. Гроссман “Жизнь и судьба”

Инициатива, душа войны, в эти дни была в руках у немцев. Они ползли и ползли вперед, и вся ярость советских контратак не могла остановить их медленного, но отвратительно несомненного движения.

А в небе от восхода до заката ныли немецкие пикировщики, долбили горестную землю фугасными бомбами. И в сотнях голов жила колючая, жестокая мысль о том, что же будет завтра, через неделю, когда полоска советской обороны превратится в нитку, порвется, искрошенная железными зубами немецкого наступления.

ВОСПОМИНАНИЕ

Сглаженная реальность, эмоции уходят на второй план, упор на действие и даже на размышления и анализ.

В. Набоков “Лолита”

Я выстрелил. На этот раз пуля попала во что-то твёрдое, а именно в спинку чёрной качалки, стоявшей в углу (и несколько похожей на скиллеровскую), причём она тотчас пришла в действие, закачавшись так шибко и бодро, что человек, который вошёл бы в комнату, был бы изумлён двойным чудом: движением одинокой качалки, ходуном ходящей в углу, и зияющей пустотой кресла, в котором только что находилась моя фиолетовая мишень. Перебирая пальцами поднятых рук, молниеносно крутя крупом, он мелькнул в соседнее зальце, и в следующее мгновение мы с двух сторон тянули друг у друга, тяжело дыша, дверь, ключ от которой я проглядел.

НАБЛЮДЕНИЕ

Действия бойцов и ощущение наблюдателя от увиденного. Наблюдателем может быть как автор, так и один из персонажей.

В. Гроссман “Жизнь и судьба”

Зарево над Сталинградом, медленный гром в небе, – все это потрясало своей огромной, не зависящей от командующего страстью и силой. Среди грохота пальбы и разрывов со стороны заводов доносился чуть слышный протяжный звук: а-а-а-а-а… В этом протяжном крике поднявшейся в контратаку сталинградской пехоты было нечто не только грозное, но и печальное, тоскливое.

– А-а-а-а-а, – разносилось над Волгой… Боевое «ура», пройдя над холодной ночной водой под звездами осеннего неба, словно теряло горячность страсти, менялось, и в нем вдруг открывалось совсем другое существо, – не задор, не лихость, а печаль души, словно прощающейся со всем дорогим, словно зовущей близких своих проснуться, поднять голову от подушки, послушать в последний раз голос отца, мужа, сына, брата…

Солдатская тоска сжала сердце генерал-полковника.

УЧАСТИЕ

Показываем физическое состояние героя и действия.

Ф. Достоевский “Преступление и наказание”

Руки его были ужасно слабы; самому ему слышалось, как они, с каждым мгновением, все более немели и деревенели. Он боялся, что выпустит и уронит топор… вдруг голова его как бы закружилась.

– Да что он тут навертел! – с досадой вскричала старуха и пошевелилась в его сторону.

Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила.

МЕЧТЫ, СРАВНЕНИЯ И СООБРАЖЕНИЯ

Показываем, что творится в голове у героя. Действия должны быть резкими и эффектными. Ирония. Явная искусственная конструкция. Яркая деталь.

Н. Гоголь “Мертвые души”

Мы постараемся лучше приискать какого-нибудь ближнего, на ком бы выместить свою досаду, например на слуге, на чиновнике, нам подведомственном, который в пору подвернулся, на жене или, наконец, на стуле, который швырнется черт знает куда, к самым дверям, так что отлетит от него ручка и спинка: пусть, мол, его знает, что такое гнев.

КТО ДЕРЕТСЯ?

Прописывая сцену, хорошо обдумываем:

  • Физические данные и возраст бойцов
  • Характер
  • Оружие
  • Навыки
  • Физическое и моральное состояние
  • Во что одет и как экипирован

Мы можем описывать соединение — например, полк, или отдельного бойца.

Боец: Тощий эльф, сильно припадающий на раненую ногу, 23 года, задиристый, мечтающий всех порвать. Из оружия — висящая на шее ядовитая змея, которую можно использовать как удавку и хлыст. Слабый, неуклюжий, но быстро передвигающийся. Идет на паломничество и потому замотан в несколько слоев рыболовных сетей (а они за все цепляются).

Напишите варианты — с кем он может сражаться.

ГДЕ ПРОИСХОДИТ БОЙ?

  • Локация
  • Температура
  • Освещение
  • Время дня и время года
  • Укрытия и препятствия
  • Возможности отхода
  • Дополнительное оружие
  • Наличие зрителей или случайных прохожих

Дело происходит в огромном дилижансе, который едет по ухабам. Вечер, прохладно, осень. Чемоданы в ногах, вокруг семейство гномов с восьмью гномятами. Наш эльф зажат в угол. Можно вывалится за дверь. Стекла в окнах отсутствуют. У одного из гномиков в руках — неработающая волшебная палочка.

ЗАЧЕМ ГЕРОЙ ДЕРЕТСЯ? МОТИВАЦИЯ

Люди в обычной обстановке избегают боя, т.к. это ненужный риск. Должна быть причина.

От причины зависит исход драки. Если она неважна, герой будет обороняться и постарается свалить. Если важна — будет биться до последнего.

За что дерется наш герой?

От причины зависят эмоции героя. Если он дерется за свою девушку — это одно. А если за чужую — это совсем другое.

Что насчет самооценки или репутации? Что насчет воли к победе?

ПОНИМАНИЕ, КАК РАБОТАЕТ ОРУЖИЕ

  • Вес
  • Принцип работы
  • Звук
  • Запах

ПОНИМАНИЕ, КАК ВЫГЛЯДИТ ТРАВМА

  • Внешний вид
  • Запах
  • Воздействие на доспех, одежду, удар
  • Воздействие на организм или технику

РАСКАДРОВКА

Тип боевой сцены — непосредственное участие.

Мотивация героя — усталость от путешествия, ярость и досада, желание осадить нахала.

Завязка, нарастающее действие, препятствие, нарастающее действие, кульминация, развязка.

Завязка: кто и что сделал? Первое действие — реакция — реакция на реакцию. Препятствие влияет на исход боя.

Эльвира Барякина об авторе

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий