Литературные штампыПохоже, теперь каждый считает, будто он может создать собственное великое и оригинальное произведение в жанре фэнтези.

Беда в том, что все эти «великие и оригинальные» творения на деле оказываются жалким подражанием. Честно скажем, нас от них уже настолько тошнит, что мы создали этот список кратких комментариев, который может служить для проведения экзаменов. Мы полагаем, что, если вам приспичило написать фэнтезийный роман, вначале следует пройти этот экзамен. Даже один единственный ответ «да» на любой из наших вопросов означает провал, и вы можете сразу отказываться от своей «перспективной» затеи.

ЭКЗАМЕН

1. На первых 50 страницах вашего произведения ничего важного не происходит?

2. Ваш главный герой — выходец из деревни, но родители его неизвестны?

3. Главный герой — наследник трона, но сам про это не подозревает?

4. Ваше творение повествует о молодом герое, который взрослеет, обретает невероятные способности и, наконец, побеждает супер-пупер плохого дядьку?

5. В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасет мир?

6. В вашей книге есть кто-то, кто способен этот мир погубить?

7. Сюжет вашей книги закручен вокруг древнего пророчества об Избранном, который спасет мир, а с ним и всех остальных, возглавив Силы Добра?

8. Есть в вашем произведении хоть один персонаж, существующий исключительно для того, чтобы неожиданно появляться и снабжать персонажей информацией?

9. Один из ваших персонажей на самом деле замаскировавшийся бог?

10. Главный, злобный, супер-пупер плохой дядька втайне является отцом главного героя?

11. Вашим миром правит добродушный король, которого водит за нос злобный колдун?

12. Фраза «забывчивый маг» описывает хотя бы одного из персонажей вашего романа?

13. Имеется ли у вас в книге типаж «могучего, но туповатого и добродушного воителя»?

14. А нет ли там «мудрого, загадочного волшебника, отказывающегося полностью посвятить персонажей в план действий в виду каких-то собственных загадочных причин»?

15. Женщины в вашем произведении проводят уйму времени в тревогах о своем внешнем облике, особенно когда рядом появляется мужчина?

16. Хотя бы одна женщина введена в роман только затем, чтобы ее вначале похитили, а потом спасали?

17. Хотя бы одна женщина существует в тексте только для того, чтобы представлять идеалы феминизма?

18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: «неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом»?

19. А слова «бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода»?

20. Можно ли хоть одного персонажа в вашей книге описать как «сурового гнома»?

21. А что скажете о полуэльфе, разрывающимся между свой человеческой и эльфийской кровью?

22. А не сделали ли вы эльфа и гнома неразлучными друзьями, просто в качестве оригинального хода?

23. Все персонажи, ростом менее полутора метров, существуют только для комических ролей?

24. Вы уверены, что корабли служат только для двух дел: рыбалки и разбоя?

25. Вам неведомо, когда начали использовать сеновязалку?

26. На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как «Выжженные Земли», «Лес Ужаса», «Пустыня Отчаяния», или что хоть что-нибудь, содержащее слово «Погибель»?

27. Пролог вашего произведения невозможно понять, пока не прочитаешь всю книгу… а может быть и потом — не очень?

28. Это первая книга в запланированной трилогии?

29. А что насчет пяти- и десятилогий?

30. Ваше произведение толще, чем нью-йоркская телефонная книга?

31. В предыдущей книге ровным счетом ничего не происходит, но вы объясняете это тем, что до развязки вас отделяет еще много книг?

32. Вы уже пишите приквелы к еще даже не начатым книжным сериям?

33. Вас зовут Роберт Джордан, и чтобы добраться до этого пункта вы брехали как шелудивый пес?

34. История основана на приключении, которое вы отыгрывали в денжене?

35. В вашем произведении есть персонажи, перенесенные в сказочный мир из реального?

36. Хотя бы у одного из ваших главных героев в имени есть апостроф?

37. Хотя бы у одного из основных персонажей имя заметно длинее трех слогов?

38. Вам не кажется странным, что описывая двух персонажей из одной маленькой, изолированной деревушки, вы одного называете «Тим Умбер», а второго — «Белтузалантал аль’Гринскок»?

39. В вашем мире обитают орки, эльфы, гномы и полурослики?

40. А «оркены» или «гномусы»?

41. Названию одной из ваших рас предшествует префикс «полу-«?

42. В одной из частей вашего произведения персонажи срезают путь, спускаясь в древние шахты гномов?

43. Вы описываете батальные сцены после того, как разыграете их в своей любимой RPG?

44. Вы сделали описание всех своих основных персонажей, ориентируясь на параметры в своей любимой RPG?

45. Вы пишите эту книгу по заказу от компании «Wizards of the Coast»?

46. Трактиры в вашем произведении существуют только для того, чтобы персонажам было где подраться?

47. Вам кажется, что вам все известно о феодализме, но на самом деле это совсем не так?

48. Персонажи большую часть времени заняты тем, что путешествуют туда-сюда-обратно?

49. Один из ваших персонажей может рассказать остальным что-то, что поможет им в их путешествии, но не станет этого делать, поскольку не хочет, чтобы они загубили план?

50. Ваши волшебники произносят заклятия, в которых безошибочно угадываются «fireball» или «lightning bolt»?

51. Вы хотя бы раз используете в своем произведении термин «мана»?

52. Вы пользуетесь термином «чешуйчатая кольчуга»?

53. И, да помоги вам Небеса, неужели вы использовали термин «единицы жизни (hit points)»?

54. Вам неизвестно, сколько весят золотые монеты?

55. Вы уверены, что лошадь может целый день напролет скакать галопом?

56. В вашем произведении кто-нибудь вначале два часа кряду рубится с врагами, облачившись в пластинчатый доспех, затем скачет на лошади еще четыре часа, после чего у него хватает сил учтиво соблазнить на постельные утехи похотливую официантку?

57. У вашего персонажа есть волшебный топор, молот, копье или еще какое-либо оружие, возвращающееся к нему после того, как он его метнет?

58. В вашей книге кого-нибудь протыкают насквозь ятаганом?

59. Кого-нибудь в вашей книге протыкают насквозь, несмотря на то, что он облачен в пластинчатую броню?

60. Вы уверены, что все мечи весят не менее пяти килограмм?

61. Ваш герой влюбляется в неприступную прекрасную даму, которую, в конце концов, берет-таки приступом?

62. Большая часть шуток в вашем произведении основана на игре слов?

63. Ваш герой способен выдержать множество ударов фэнтезийным аналогом десятикилограммовой кувалды, но, по-прежнему, боится хрупкой девушки с ножиком?

64. Вы в самом деле уверены, что человеку, чтобы издохнуть, как правило требуется больше одной стрелы в грудь?

65. Вы не имеете представления о том, что тушеное мясо готовится несколько часов, и что его нельзя называть «не бог весть что, но в дороге сойдет»?

66. В вашем произведении встречаются кочевые варвары, обитающие в тундре и глушащие один бочонок медовухи за другим?

67. Вы уверены, что «медовуха» — это просто такое забавное название для пива?

68. В вашем произведении множество различных рас, каждая из которых обладает в точности одним государством, одним правителем и одной религией?

69. Наиболее дисциплинированное и многочисленное объединение людей в вашем мире — воровская гильдия?

70. Главный злодей казнит верных слуг за мельчайшие проступки?

71. Вы повествуете о воинах, которые постоянно лезут в драку, но таскают повсюду за собой барда, который совсем не умеет сражаться, зато классно играет на лютне?

72. «Обычный» — это официальный язык в вашем мире?

73. Все окрестности в вашем произведении напичканы гробницами и склепами, которые ломятся от всевозможных магических артефактов и которые никому не пришло в голову разграбить за прошедшие несколько сотен лет?

74. Ваше произведение всего лишь краткий пересказ «Властелина колец»?

75. А теперь перечитайте эти пункты еще раз и отвечайте честно!!!

 

Дополнительные материалы собраны Самуилом Штоддардом

Перевод: nail_helgi

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

автор текста

20 комментариев

    • Забавно. Нет, правда, забавно) И хоть у меня (реально!) нет ни одного штампа из перечисленных (если совпадает только половина из фразы, это же не считается?XD), все равно считаю, что штампы имеют место быть. Главное, чтоб произведение было интересным и читабельным.

  1. Автор вопросов знает только Толкиена и основывается лишь на нем. Остальные произведения ему неведомы. Не надо так.

    • Не согласен! Тут немало камушков в огород Роулинг, с её шрамированым парнем и его антогонистом «Тем-Кого-Нельзя-Называть»… Пункт про Барда, не умеющего воевать-выпад в сторону Сапковского, с Ведьмаком)))

  2. И что же, все книжные серии по умолчанию считаются лажей, так что ли? А вообще, практически любой из этих штампов можно обыграть так, что конфетка получится, и «Плоский мир» тому доказательством!

  3. В целом неплохо, но 58 пункт откровенно бредов. Если брать ятаган в его историческом виде ( достаточно узкий и длинный двуизогнутый меч турецких янычар, предназначенный для нанесения колющих и рубящих ударов), то проткнуть им неодоспешенного человека насквозь при особом желании не составит труда. Автору поклон.

  4. Ну такое…34. Что плохого в отыгрывании своей истории? Если все грамотно сделать, то это как минимум будет гарантировать, что армия людей не будет питаться одним куском хлеба целый год, что персонаж с собой не таскает горы предметов, не будет сверхъестественной скорости перемещения персонажей и многого другого.

  5. Меня больше «порадовали» претензии к апострофам и длинным именам. Ладно, если как описано в следующем пункте, они абсолютно нелогично вставлены. Но что если это способ обыграть чуждость и иные нравы другой расы? Вообще не вижу в этом минусов.

    Автор знаком только с ВК и ролевками по типу ДнД.

  6. Многие пункты правдивы и шутка про Джородана была хороша, но и куча спорных и вообще тупых моментов. И что если ответ на вопрос — частично? Если поиск артефакта или взросление гноя лишь часть одного из сюжетов книги?
    4. Скажи это «Рождённому туманом» Сандерсона.
    6. В фэнтези теперь априори что ли недолжно быть никаких богов?
    17. С какого хрена это вообще фэнтези штамп??
    25. Эмм… Если я и правда не знаю, то что это меняет? В фэнтези мирах прогресс может идти как автору угодно. Это же не истерической роман.
    28-29. Иди-ка скажи это Сандерсону и Мартину.
    30. Автор ценит только тонкие книжки? Толстые осилить не может или что? Роббин Хобб изрядно удивлена таким суждением, наверное.
    36-37. Имеется ввиду все же первое имя или полное? Для дворян и десяток слогов норма.
    39. Даже эти расы можно обыграть, переиначить и освежить.
    64. Смотря куда именно попадёт стрела…

  7. В книге есть тот кто способен этот мир погубить? Этот уже слишком, все ровно что написать если в вашей книге есть главный злодей то это клише.

  8. Фигня вопросы. Хотя больше половины это реально часто встречаются и надоедают. Приставка «Полу-» Это не клише, а считай смесь рас. 4п. — персонажи должны взрослеть, меняться к лучшему, а иначе смысл персонаж не развивается. 28п. — А что авторам теперь нельзя писать трилогии? 33п Что это значит? Все персы по разному добираются. 35п. Это жанр попаданцы. К тому же история у каждого попаданца может быть разная. 43, 44, 45п.- Ну в стиле РПГ-игры и что? Опять же большой простор для фантазии. 36-37п У персонажей может быть разные имена в зависимости от культуры. 49п. А зачем ему рассказывать, если это нарушит их план? Логика. Так, а с остальными вопросами можно согласится. Сразу же большая ошибка автора в названии статьи — Фантастика и Фэнтези разные жанры. Но чувствуется что автор часто читает или смотрит властелина колец и только подобные им. Может автор не знает как много уникальных книг в жанре фэнтези и один и тот же штамп\клише можно обыграть так что может стать фишкой книги. Также стоит отметить что фэнтези на то и фэнтези там есть магия, магические существа, лошади которые могут скакать неделю, кольца с бесконечным инвентарем…Автор часто постоянно мечется от волшебства к реализму,который можно объяснить так называемой логикой мира. Это мое мнение, просто у меня такое чувство будто автор говорит «я ненавижу ваши говнофэнтези, не пишите если это не столь уникально как властелин колец».

    • Согласен. Автор явно претендует на элитарность. На ютубе есть канал «Дядя Джо», где автор прямо говорит, что проблема не в штампах, а в бездарности автора при попытке их обыграть. А сами по себе штампы стали «штампами» по тому, что они РАБОТАЮТ И НРАВЯТСЯ ЧИТАТЕЛЮ.
      Я хотел повспоминать произведения где есть пророчества, или где между героем и злодеем есть связь (друзья детства, отец/сын, сыновья одного бога).
      Но давайте вспомним самый популярный штамп: Главный Герой — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ. Вот так неожиданность!!! Оказывается читателю приятнее держать в руках книгу, где добро побеждает зло, где торжествует справедливость — кто бы мог о таком подумать?!!
      Ну видимо кто угодно кроме автора этого списка.
      Да есть книги про антигероев и злодеев, но давайте объективно оценим их количество, перечислим из них те, что стали известны популярны, потом вычтем из оставшихся персонажей вроде «Карателя» — персонаж отрицательный, но «творит зло во имя добра»… и что у нас в сухом остатке?
      Может тогда сжечь все фэнтези книги?

      • Вы, кажется, не уловили, что этот список очень явная сатира на американское фентези 20-го века, а не реальное руководство.

  9. 7/75
    При этом на некоторые я отвечал 0,5, потому что, например:
    2. Ваш главный герой — выходец из деревни, но родители его неизвестны? — отец известен, считается?
    5. В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасет мир? — на край света можно и не за спасением мира идти.
    —-
    Есть в списке и чушь:
    18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: «неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом»?
    19. А слова «бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода»?
    Так как должна выглядеть эталонная женщина в фэнтези? Не умеющая ни того, ни другого?
    —-
    28. Это первая книга в запланированной трилогии?
    29. А что насчет пяти- и десятилогий?
    Больше одной книги писать нельзя?

  10. Судя по комментариям, никто так и не понял, что этот список во многом сатирический и больше призван высмеять штампы в фентези вообще, чем быть каким-то руководством. О чём, собственно, говорит введение в сочетании с тем фактом, что при серьёзном следовании списку, написать что-то реальное просто не возможно (чего только стоят пункты про ману или фентези расы), только если вы не второй Толкин или Роулинг.

  11. Ха-ха, смотрю, в комментах ни у кого не бомбит))
    Друзья, воспринимайте такие статьи не как критику в адрес ваших личных взглядов, а как повод посмотреть на свое произведение со стороны и подумать: а я точно обыграл(а) штампы красиво или все-таки со стороны они выглядят плохо?
    Ибо очень часто авторы используют эти самые штампы на автомате, просто потому что им нравится такой сюжетный ход и они даже не задумываются, что использовали что-то очень банальное и теперь нужно это красивее обставить.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий