Кто ты такой, чтобы писать книги?

Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами письмом Александра, который столкнулся с так называемым «синдромом самозванца».

Здравствуйте, Эльвира!

Я уже состоявшийся человек, автор многих научных статей и трех учебников для студентов высшей школы. Год назад я начал работать над приключенческой повестью, которая перекликалась с темой моих исследований. Работа шла очень легко, мне нравилось то, что у меня получалось, но когда я поставил последнюю точку, я понял, что не могу показать свою книгу людям, даже друзьям, не говоря об издателях.

Я хорошо понимаю, что на свете есть люди куда одареннее меня. Я пробовал еще раз отредактировать рукопись, но, по-моему, от этих правок она становится не лучше, а хуже.

Может, мне не стоит себя обманывать? Каждый должен заниматься своим делом.

Синдром самозванца чрезвычайно распространен среди людей, добившихся успеха. Они привыкли все делать на “пять с плюсом”; они не терпят халтуры и безосновательных претензий, и одна мысль о том, что их могут подловить на некомпетентности, наводит на них ужас.

Позвольте рассказать вам личную историю

Несколько лет назад, поддавшись на уговоры знакомого бизнес-тренера, я провела первый вебинар по писательскому мастерству. Возможно, в кадре все выглядело более-менее сносно, но вы не представляете, что творилось у меня в душе.

— Кто ты такая, чтобы кого-то чему-то учить?

— Да тебя засмеют, ты же не филолог и наверняка напутаешь в терминологии!

— Кто тебе вообще сказал, что твои “обучалки” кому-то нужны?

Это был целый хор демонов с солистом, который гнусил над ухом:

— У тебя ничего не выйдет! Покайся, пока не поздно!

Даже когда мне на почту посыпались заказы, я смотрела на экран в полном недоумении: “Ребят, это какая-то ошибка… Сейчас меня разоблачат… Ведь быть того не может, чтобы мой опыт кому-то пригодился!”

Это сейчас я знаю, что синдром самозванца возникает практически у всех людей, которые выходят из зоны комфорта и пробуют что-то новое. Но тогда страх перед неведомыми грозными судьями буквально парализовал мою волю. Я знала, что меня сначала засмеют, а потом казнят. А потом засмеют еще раз.

“Здесь лежат останки нахальной самозванки”, — вот что напишут на моей могиле.

Главное лекарство от этого недуга — осознанность. Если ты знаешь, что с тобой происходит, если ты понимаешь, что ты не один такой “урод”, пережить кризис гораздо легче.

Почему мы страдаем от синдрома самозванца?

В одном случае это происходит от того, что нам слишком “легко” что-то дается. Мы забываем о предыдущем опыте и о том, сколько сил и времени мы вложили в свое дело. Мнимым самозванцам кажется, что их знания и таланты ничего не стоят, потому что «любой дурак может сделать то же самое».

Все хорошее должно быть трудным, жить надо, сжав зубы и ежедневно преодолевая страшные препятствия. А если у тебя сам собой сложился сюжет, то какой из тебя писатель?

Я и «настоящие писатели»

Бывает, что написание книги изначально дается автору тяжело. В этом случае ему кажется, что у “настоящих писателей” не бывает таких проблем: они-то не сидят, глядя в потолок по три часа!

На самом деле в жизни любого творца есть взлеты и падения, и периоды вдохновения и творческого упадка постоянно чередуются.

Также мнимые самозванцы постоянно сравнивают себя с кем-то более крутым, более прославленным, более любимым и полноценным.

Одна моя знакомая писательница-эмигрантка посмотрела выступление профессора Стэнфордского университета и очень расстроилась:

Эта тетенька моя одногодка, а уже выступает на TED и собирает миллионные аудитории. А я только-только учусь писать по-английски.

Ну да… Хорошо родиться в благополучной и богатой семье, закончить университет Нью-Йорка, а потом быстро и уверенно продвигаться по карьерной лестнице, не думая о хлебе насущном.

Но что бы было с этой женщиной, если бы она родилась в российской провинции в неполной семье и в лютой бедности? Смогла бы она достичь тех же результатов, что и моя знакомая? Ох, не думаю…

Мы все играем теми картами, которые раздала нам судьба, и других карт у нас нет. Смотреть надо не на других людей, которые по определению живут в других условиях, а на себя.

Я выжал из своей ситуации все возможное? Я — в моих обстоятельствах — молодец?

На земле есть место всем: и молодой профессорше из Стэнфорда, и бабушке из села Большерогие Кирпичи. Обе могут быть интересными, обе могут создавать классные тексты, обе могут быть уникальными.

Приглаженная картинка

Когда мы сравниваем себя с кем-то, мы видим приглаженную картинку — ту, что выставляется в интернет на всеобщее обозрение. Какой толк сравнивать себя с красавицей на обложке “Vogue”, если мы заранее знаем, что там все сто раз отфотошоплено, да и снято с участием целой команды стилистов и визажистов?

Какой смысл сравнивать себя с великими и могучими, если у них (в отличие от нас) за плечами 30 лет опыта, а этот опыт наработался именно потому, что серьезные авторы не сдались на старте и продолжали работать, несмотря на свой собственный синдром самозванца?

Главная опасность заключается в том, что синдром самозванца может обескровить вас. Зачем что-то делать, если все равно выйдет ерунда?

80% ошибок и 20% результата

Не знаю, как у других, но у меня 80% того, что я делаю, летит в мусорную корзину (включая черновики к этой статье).

Я глубоко убеждена, что работа писателя заключается именно в том, чтобы создавать 80% фигни и 20% хороших текстов. Без этих «отходов производства» нельзя обойтись — я пробовала.

Так что если вы что-то делаете, а у вас не получается — это не значит, что вы бездарь. Это означает, что вы выполняете домашнее задание по ошибкам.

А бездарь — это тот, кто отказывается ошибаться.

Домашнее задание

Почитайте отрывок из мемуаров Валентина Катаева «Трава забвения».

Вот уж кто был явным «самозванцем» в юности! И все же тот нахальный, невесть что возомнивший о себе мальчишка превратился в одного из самых почитаемых советских писателей. Однажды ему повезло встретиться с Иваном Буниным, который дал ему бесценный совет…

Эльвира Барякина об авторе

20 комментариев

  1. Спасибо за статью! Очень обнадеживает и вдохновляет. Создается ощущение, будто писали для меня. Вы все разложили по полочкам, теперь уже не так страшно начинать писать.

      • Голова болит — это хорошо, если сообразишь обо что стукаешься, тогда сосредоточишься и что-то попытаешься предпринять. А если — нет. Мучаешься сам, мучаешь других, близких и, конечно, молчишь. И делаешь «все не ТО». День, два … Как-то своевременно эта тема, эта статья упала на рабочий стол. Спасибо!

      • потому что кто мы (желтенький кружочек) и кто они (большой зеленый)! Статья понравилассь. Видимо не только у меня подобные тараканы в голове. И это уже плюс. ))

  2. Как вы замечательно пишете! Стучите пальчиками по клавишам, а на самом деле дотрагиваетесь до сердец! Благодарю за статью! И, как всегда, всё важное приходит в нужный момент!

  3. Спасибо, Эльвира, за ваш труд! Всегда с удовольствием читаю ваши статьи и нахожу много полезного для себя. Вы молодец!

  4. Я, разумеется, догадывался, что многие от этого страдают, но теперь, когда знаешь об этом, становиться намного легче и интереснее. Спасибо за статью!

  5. 80% в корзину — это точно. Я свою книгу переписывала и исправляла столько раз, что Лев Толстой отдыхает. А показать решилась девчонке, которая только-только писать начала, первая показала мне своё, неправленное ещё. А поскольку неправленное, то, понятно, слабее. Она попросила оценить, а сама тоже боялась-боялась! Ну, думаю, эта не засмеёт, раз сама боится. И дала почитать ей одну из своих сказок-вставок.
    Теперь понимаю, что это было. Синдром.
    Эльвира, спасибо!

  6. Написано хорошо, спасибо. Единственно, что царапнуло — в схеме «Мысли, которые не дают вам покоя» Вы упомянули слово, которому, на мой взгляд, вполне можно было найти замену («я пишу чушь собачью», например, или что угодно другое). Для меня это выглядит, как рекламный трюк, привлекающий читателя, а ведь Вам не нужна такая дешевая популярность — Вы и так неплохо раскрываете тему.

  7. да, чтобы избавиться от этого синдрома мне пришлось ходить к психоаналиику, а то я ни то что книги писать вообще ничего не могла делать

  8. Вот! Да! Именно! Именно «кто ты такой, чтобы твои мысли были кому-то интересны?» Собственно мне так и сказали в студенческие годы, когда я писала курсовую. Видите ли на каждой странице должно быть не менее двух цитат известных людей, а свои соображения засунь куда подальше. Конечно, я взбунтовалась тогда. Не согласилась с этой позицией. Но в душе, глубоко-глубоко остался страх, зародилось табу на то, чтобы показать миру себя. Конечно, я храбрюсь и раз за разом переступаю через этот страх, но каждый раз буря в душе ещё та. А вообще… На самом деле быть самозванцем круто! Ум острее, взгляд не замылен, да и жирка от комфортной жизни нет )))
    Спасибо, Эльвира, за текст.

  9. Почти правильно. Беда в том, что не всё можно исправить в дальнейшем. Разрешите вернуться к вебинару по писательскому искусству, который Вы проводили впервые в жизни.
    После его окончания ничего в нём уже исправить нельзя. А что было бы если он действительно провалился? Скорее всего, у Вас надолго пропало бы желание снова попытаться сделать что-то подобное.
    80/20 — это хорошо, когда ты знаешь, что эти 20 кому-то будут нужны. А если в этом нет уверенности?

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий