Первый черновик

Существует несколько подходов к написанию первого черновика:

Поток сознания

Автор не имеет никакого плана: садится и печатает, что придет в голову. Этот способ подходит для написания произведений с одной-двумя сюжетными линиями.

Роман по плану

Прежде чем приступить к написанию текста, автор прописывает план: иногда краткий, иногда развернутый. Этот вариант идеален для романов средней сложности — с двумя-тремя сюжетными линиями. Одной из разновидностей этого способа является «Метод снежинки» американского писателя Рэнди Ингермансона.

Смысл его заключается в следующем: писатель выстраивает сюжет от простейшей схемы до сложного развернутого синопсиса.

Подготовительные работы

Для многоплановых произведений, требующих серьезных исследований, можно порекомендовать следующую технологию:

Создаются пять файлов:

Материалы

Туда складывается фактический материал: политика, экономика, мода, культура, описание отдельных событий и пр.

Все материалы систематизируются по разделам. На каждый раздел ставится закладка.

Автор заносит новый интересный факт в нужный раздел и потом легко может найти его в груде материала.

Герои

В этом файле перечислены все мало-мальски значительные персонажи. Описываются подробные биографии и взаимоотношения героев друг с другом. Для лучшей визуализации имеет смысл подобрать в Интернете фотографии актеров на ту или иную роль.

Хронология

В этом файле по месяцам перечисляются все события. Речь идет не только об исторических датах, но и о фактах, которые создают колорит.

Например: «Декабрь 1925 года — выход на экраны фильма Броненосец «Потемкин»».

Это была знаковая лента — ее все смотрели и обсуждали.

Или: «Весной 1925 года в газетах начали печатать кроссворды (хит сезона)».

Или «Самые модные чулки — в клеточку, тоже называются «кроссворд»».

План

Этот файл создается в Excel или в программе Scrivener (лично я пользуюсь ею, но в качестве примера в буду показывать таблицы для Excel, т.к. он есть у всех, у кого на компьютере стоит Microsoft Office).

Итак, создаем две таблицы:

Таблица 1. Развернутый план по главам

В этой таблице создаем пять столбиков:

• Дата — когда произошло событие, описываемое в романе.

• Номер главы.

• Параграф. Если главы большие, их следует разбивать на параграфы (один параграф — одна сцена). Каждый из них отмечаем цифрами: например, 23.9, где 23 — номер главы, а 9 — номер параграфа. Это требуется для того, чтобы быстро, набив в поисковике код параграфа, найти нужное место в романе. Потом эти коды убираются.

• Событие. Чтобы не забыть, в каком параграфе о чем идет речь, описываем сцену в одно-два предложения.

• Фокальный персонаж — каждая сцена рассматривается с точки зрения какого-либо героя.

Пример таблицы

Дата № главы Параграф Событие Фокальный персонаж
дек. 1922 2 2.1. Нина договаривается с контрабандистами Нина
2.2. Нина едет в гостиницу Нина

Таблица 2. Сюжетные линии каждого из героев

Вторая таблица нужна для того, чтобы не растерять сюжетные линии и четко знать, что делал тот или иной персонаж в данный момент времени. В левой колонке — даты по месяцам, в верхней строке — имена каждого из героев. Таким образом, в каждой колонке у нас появляется краткая биография героя.
Например:
Дата Нина Клим Дон Фернандо Иржи
дек. 1922 Высадка в Шанхае На корабле Предлагает Нине продать оружие Высадка в Шанхае
янв. 1923 Попытка открыть свое дело Высадка в Шанхае Торговля оружием с китайцами Бездельничает в гостинице

 

Когда автор заполнит все графы, у него перед глазами появится структурированный план романа со всеми сюжетными перипетиями. Четко видно, что откуда вытекает, и где искать нужное событие, чтобы его подправить.

Синопсис

В этом файле подробнейшим образом расписывается каждая сцена. Пока только в виде черновика: события, реакции, мысли — ничего более. Здесь же расставляются номера глав и коды параграфов в соответствии с тем, как это описано в Плане.

Пишем черновик

После того как сюжет полностью выверен, каждая сцена продумана от и до, можно приступать к написанию основного текста.

Лично я пишу его прямо поверх синопсиса. Загружать себя вопросом «А что дальше?» уже не требуется: все усилия сосредоточены на стиле и языке. При таком подходе «отходов производства» очень мало, потому что все ненужное отсекается еще на стадии планирования.

Совет

Нередко писатель часами бьется над сценой, а она не получается. Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние.
Как быть? Записать мысль — что именно надо отразить в этой сцене — и двигаться дальше. Можно весь роман написать этой скорописью, а потом отредактировать.

Второй черновик

Следующий этап — редактура: мы читаем первую версию романа, ищем в ней логические и эмоциональные ошибки, что-то убираем, что-то добавляем. В результате на полях появляются записи: «Маша забыла о больной матери — поправить!», «Добавить биографию Коли», «Переписать всю сцену с точки зрения Васи» и т.п.

Проверочная  работа

Необходимо проверить текст на наличие крайне существенных элементов:

1. Каждый герой в каждой сцене должен быть чем-то интересен. У него своя цель и он стремится к ее осуществлению.

2. В каждой сцене должна быть доминирующая эмоция. Отвечаем на вопрос: что чувствуют люди, когда они читают данный параграф?

3. В каждой сцене должны быть детали, ярко характеризующая место действия или собеседника фокального персонажа. Эти детали создают эффект узнавания.

Показался Гейзовский дом — досчатый, беленый, ужасный, потускневший от старости, скорее серый, чем белый — тот род жилья, в котором знаешь, что найдешь вместо душа клистирную кишку.

В. Набоков «Лолита»

4. В каждой сцене должны быть яркие сравнения, шутки или противопоставления. Это то, что делает текст вкусным.

Тут швейцар. А уж хуже этого ничего на свете нет. Во много раз опаснее дворника. Совершенно ненавистная порода. Гаже котов. Живодер в позументе.

М. Булгаков «Собачье сердце»

5. В каждой сцене необходимо поставить вопрос-крючок — ответ на который должен волновать читателя.

Пример: Зачем профессор Преображенский заманил к себе Шарика? Что стало с Шариком после того, как его усыпили? и т.д.

Крючки бывают четырех видов: препятствие, угроза, тайна и новость. Подробности см. в статье Александра Молчанова «Крючки в сценарии».

6. Каждая сцена должна двигать сюжет или раскрывать важные черты характера героя.

7. Каждая сцена должна содержать конфликт или подводить к конфликту.

Сцены в романе

В процессе написания второго черновика мы определяемся, какую сцену казнить, а какую — помиловать. В хорошо выстроенной сцене есть два поворотных момента: внешний и внутренний.

а) внешний — то, что двигает сюжет вперед,

б) внутренний — то, что влияет на фокального персонажа: он что-то осознает или как-то меняется.

Иногда достаточно одного из двух поворотных моментов. Но если нет ни того, ни другого, сцена — явный кандидат на выбраковку.

Третий черновик

Третий черновик — это работа над стилем и исправление мелких огрехов. Далее идет корректура.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий