Если мы хотим, чтобы читатель сроднился с нашими героями, мы должны показать ему их внутренний мир. Это делается с помощью внутренних монологов. Мы описываем, о чем именно думают персонажи и как они воспринимают окружающий мир. Именно это и создает ощущения ЖИЗНИ на странице

Основные мысли, изложенные в видео

Что такое внутренний монолог?

Это мысли героя, оформленные в виде текста.

Истоки: театральные монологи, в которых герои объясняли зрителям, что они думают.

В художественной литературе этот инструмент помогает нам познакомить читателей с личными впечатлениями, желаниями и проблемами героев.

Почему внутренние монологи эффективны?

Они пишутся «голосом» героя и таким образом знакомят читателей с его уровнем образования, с тем, на что он обращает внимание, с тем, как он относится к людям, и т.п.

Когда мы используем внутренние монологи?

  • Погружаем читателя в мир героя.

На глухой стене прямо напротив моего балкона нарисован огромный плакат, похожий на гигантскую конфетную обертку. Он рекламирует прелести курения: черноволосый красавец в смокинге и румяная дева в развевающемся платье летят куда-то верхом на сигарете “Фонхоф». Но я предпочитаю истолковывать это художественное полотно по-своему: это Аладдин со своей принцессой на ковре-самолете, который пришлось свернуть в рулон, чтобы было удобнее сидеть. Мне так больше нравится, потому что сказки я люблю, а сигареты — не очень.

  • Показываем, как герой воспринимает сам себя.

Ей было бесконечно стыдно за огромное лиловое пятно, расплывшееся на левой руке. Вдруг Антон заметит его? Что он подумает?

  • Показываем читателям реплики героя, которые остаются за кадром для других персонажей.

Анна уставилась на Сергея.

— Ты понимаешь, к чему это приведет?

— Не совсем.

Черт, он кажется, вообще ничего не понимал!

  • Показываем эмоции или физическое состояние героя.

Я так испугалась, что у меня трясутся руки.

  • Показываем рассуждения героя: как он приходит к тем или иным выводам.

Может, ничего страшного и не произошло? Может, к Шарлотте зашел ее любовник и устроил ей сцену ревности?

  • Показываем внешность или место действия.

Анна оглянулась на незнакомца. Это был смешной маленький человечек — сутулый, лысенький, со злобными глазищами, поблескивающими из-под очков.

Правила использования внутренних монологов

  • Внутренние монологи должны влиять на последующие действия героя.
  • Внутренние монологи должны показывать то, что герой имеет в виду на самом деле.
  • Следим за темпом повествования.
  • Следим за тем, чтобы не было «прыганья по головам».
  • Мысли героя должны звучать естественно.
  • Следим, чтобы внутренние монологи совпадали по стилю с репликами героя в диалогах.

Типы внутренних монологов

  • Рассказ от первого лица

Я знаю, почему меня охватывает паника от одной мысли, что я могу потерять Клима. Для меня это не просто крушение мира, а падение в преисподнюю, откуда я никогда не выберусь. Мне, черт возьми, тридцать один год, а в таком возрасте женщина уже вряд ли найдет себе кого-нибудь другого.

  • Рассказ от третьего лица

Нина смотрела на него, и у неё сердце обливалось кровью. Жора был ещё совсем птенец — худенький, нескладный, со вздыбленными вихрами над затылком. Какой из него солдат?

Короткие и длинные внутренние монологи

  • Короткие — вставляем мысли героя между действиями, описаниями или репликами в диалоге:

Нина велела Елене перебираться к ней на Гребешок, а сама с ужасом думала о том, что теперь им с Жорой отрезаны все пути к бегству. Как они бросят Елену одну?

Цель — показать отношение героя к тому, что происходит, или разбавить диалог.

— Где ты сегодня была? — спросила он.

— На ферме.

«Ну да, конечно,  — подумал Арнольд. — Только тебя там никто не видел».

— Я заходила проведать моего теленка, — поспешно добавила Ольга.

  • Длинные — показываем размышления героя в сценах с низкой динамикой.

Бежать некуда, мир сошёл с ума. Разве что уехать на край земли, в Патагонию, чтобы кругом не было ни одной живой души. Только синие горы в снегу, хрустальные озёра и трава, идущая волнами под свежим ветром. Основать эстансию и разводить овец — ей-богу, лучше не придумаешь.

Цель — показать внутренний мир или ход размышлений героя.

Длинный внутренний монолог — это перерыв между сценами, поэтому его нельзя затягивать.

Когда внутренние монологи неуместны?

  • Сцены с высокой динамикой.
  • Начальные сцены романа. Исключения — если вы пишете смешно или чрезвычайно завлекательно. Пример: внутренний монолог Шарика из «Собачьего сердца».

Оформление внутреннего монолога

Если у мысли героя есть атрибуция, используем кавычки.

Ольга остановилась в дверях.

«Что-то здесь не так, — подумала она. — Я не помню, чтобы Сергей говорил мне о новой работе».

Если атрибуции нет, кавычки не используем:

Ольга остановилась в дверях. Что-то здесь не так. Она не помнила, чтобы Сергей говорил ей о новой работе.

Эльвира Барякина об авторе

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий