Описания в романах начинающих авторов обычно выглядят так:

  • слишком много деталей;
  • слишком мало деталей.

В первом случае читатель пропускает описание и не получает нужной информации, а во втором — вообще не понимает, куда вы его завели.

Что нужно сделать, чтобы у вас получились яркие, емкие и, в то же время краткие описания, в которых нет ничего лишнего?

Как описать местность, в которую герой попал в первый раз

расшифровка видео

 

Всем привет! Сегодня снова с вами я, Эльвира Барякина, и «Справочник писателя».

Сегодня я расскажу о том, как описывать местность, в которую герой попал в первый раз.

Ошибки начинающих

Что обычно происходит? Писатели, не имеющие опыта, обычно пишут длинные-предлинные описания, в которых читатель тонет, — и ему становится скучно. Либо же наоборот — писатель приводит героя в какую-то местность, но не дает вообще никакого описания.

В результате читатель теряется: Где он вообще находится? Что тут происходит?

Небольшой трюк

Чтобы подобной проблемы не возникало, есть один небольшой трюк.

Вы должны следовать чувствам и ощущениям персонажа и записывать именно то, на что он обращает внимание в силу человеческих, животных или каких-то иных характеристик.

Что может присутствовать в описании?

Температура. Нашему персонажу как: холодно или жарко? Или он не чувствует дискомфорта?

Запахи. Тут чем-нибудь пахнет? Этот запах как-то характеризует данную местность?

Погода.

Освещение или время суток. Что у нас на заднем фоне? Утро? День? Вечер?

Такие вещи важны, потому что без них картинка не складывается, нет визуального образа.

Что видит герой?

Когда герой приходит в новое место, он оглядывается по сторонам. А в тексте мы описываем не все подряд, а то, что бросается в глаза в первую очередь.

Допустим, у меня сейчас за спиной панорама города Лонг-Бич. Если я приду сюда, то что увижу? Небоскребы.

Вот эти небоскребы я бы и описала в самом начале — потому что это естественно в данной ситуации.

Очередность элементов

Еще раз проговариваем порядок, в котором выстраиваюются элементы описания:

Когда герой попадает в новое место, у него возникают некие телесные ощущения — описываем их.

После этого он обращает внимание на общую панораму. Что он видит? Что бросается ему в глаза?

Далее мы показываем, на чем он заостряет внимание (если вообще заостряет). Что именно привлекает его? Удивляет, возмущает, нравится — т.е. вызывает эмоциональный отклик.

Если следовать этому нехитрому плану, то все описания получаются краткими, емкими и естественными.

Пример описания

Вечером Джек заглянул в бар «Старый боцман». В небольшой нетопленой зале было не протолкнуться — по пятницам у британских матросов было получка, и они пропивали ее в компании драчливых грузчиков, портовой шпаны и взлохмаченных девиц с жадными глазами.

Разбираем подробнее:

Бар «Старый боцман» — указание на то, куда именно попал герой.

В небольшой нетопленой зале было не протолкнуться — ощущения и «панорамный взгляд».

Британские матросы, грузчики и пр. — это детали, которые бросились в глаза герою.

2 комментария

  1. Эльвира, спасибо! Я как раз с этим очень заморачиваюсь — либо у меня получаются километровые описания в стиле Гюго, либо вообще ничего не хочется описывать, милый мой, хороший, читатель, догадайся сам )) . Скажите, вы читали книгу Дуайта Суэйна » Приемы и техники публикующегося писателя»? Что вы о ней думаете, стоящая вещь? Я ее сейчас перевожу на русский язык, некоторые моменты мне кажутся очень интересными.

    • Нет, Суэйна не читала. На английском столько всего существует — все прочитать просто не реально. Мой самый любимый писатель для писателей — это Дональд Маасс. Он вообще потрясающий.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий