Идеальное первое предложение

В идеале первое предложение должно сразу погрузить читателя в атмосферу романа. Как это сделать?

первое предложение

Способ 1. Показываем, что герои находятся в конфликтной ситуации

Всякий раз, просыпаясь в лесу холодной темной ночью, он первым делом тянулся к спящему у него под боком ребенку — проверить, дышит ли.
— Кормак Маккарти, “Дорога”

Что мы тут видим?

  • Герои спят в холодном темном лесу. Это ненормально: очевидно, что они находятся в сложной жизненной ситуации.
  • Герой первым делом тянется к ребенку — это выдает постоянное беспокойство.
  • Герой проверяет — дышит ли ребенок: это говорит не только о близости смерти, но и о том, насколько герой заботится о мальчике.

Одно предложение — и мы уже чувствуем наличие острого конфликта, понимаем, что и где происходит, и начинаем проникаться симпатией к главному герою.

Как показать конфликт в первом предложении?

1. Выбираем действующих лиц.
2. Продумываем конфликтную ситуацию (если ее нет, сцену надо переделывать, т.к. без конфликтов художественная литература не работает).
3. Продумываем обстоятельства.
4. Выбираем подходящие метафоры, действия, высказывания и т.п.

Обидно, когда твоя личная сказка развивается наоборот: сначала ты живешь долго и счастливо, потом бьешься со Злом, знакомишься с царевичем и в конце концов превращаешься в лягушку и сидишь в болоте без штанов.

— Эльвира Барякина “Дневник моей музы

Способ 2. Показываем место действия

Место действия может работать в качестве “усилителя” или добавлять контраст.

Усиление

Ее свадебное платье было таким же белым и холодным, как ноябрьский снег, покрывший замок Лаккелле.

В данном примере сравнение со снегом в Лаккелле указывает не только на время и место действия, но и на чувства героини по отношению к предстоящему браку. Ноябрьский холод — это “усилитель” эмоции.

Контраст

С помощью контраста мы может мгновенно захватить внимание читателя:

По тюрьме расплывался божественный запах свежего кофе и булочек.

Кофе и булочки не сочетаются с образом тюрьмы, и этот контраст сразу делает ситуацию интересной.

Способ 3. Передаем эмоцию или важное наблюдение

Продумываем, какую эмоцию или важное наблюдение мы хотим передать читателю. Если эмоция покажется ему существенной, а ситуация — стоящей внимания, он продолжит чтение.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
— Лев Толстой, “Анна Каренина”

Да, один раз я была счастлива.
— Тэффи “Счастливая”

Эльвира Барякина об авторе

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий