Скорость развития повествования

Следите за скоростью развития сюжета. Мастера используют прием “вдох-выдох”: сцена с быстрым темпом чередуется с медленной сценой. Если этого не делать, то читатель перестает в полной мере испытывать нужные эмоции: он устает либо от беспрерывного нарастания действия, либо от излишней медлительности.

Темп в литературе

Быстрый темп

Предельную скорость необходимо развивать в сценах с драками, погонями и т.п. Писать надо так, как воспринимает действительность фокальный персонаж: его дыхание прерывисто, движения резки, он замечает только самое важное.

Сведите описания к минимуму, используйте перечисление, применяйте сильные глаголы и наречия (например, «помчался», «рухнул», «мгновенно» и т.п.). Следите за размером абзацев: они не должны превышать четырех-пяти строк — это помогает создать эффект быстрой перемены.

Медленный темп

Длинные предложения с обилием прилагательных замедляют действие. То же самое касается описания внешности, природы и интерьеров. Темп теряется:

  • во время флешбека;
  • внутреннего монолога или авторского отступления;
  • описания реакции героя на те или иные события. Например, сначала дается картина погони, а потом — мысли героя о случившемся.

Снизить темп повествования помогают слова вроде «застыл», «задумался», «неохотно», «с ленцой», «сонный» и пр.

Снижение темпа как акцент

В обычном повествовании сначала дается событие, а потом — реакция персонажа или результат. Но иногда, чтобы замедлить темп и сделать акцент на том или ином явлении, можно сначала дать реакцию героя, а потом описать то, что ее вызвало.

Маша закричала: из-под кровати торчала окровавленная рука.

Нарушение темпа

Проблемы с динамикой возникают в следующих случаях.

  • Произведение начинается с описаний или флешбека.
  • Флешбек намного превышает по объему соседние сцены.
  • Все предложения в тексте примерно одной длины. Это не только убивает мелодику текста, но и тормозит действие.
  • В тексте слишком много сцен, вставленных не ради развития сюжета, а ради настроения: аллегории, рассветы-закаты и пр.
  • Скомканный конец. Некоторые авторы, чуя приближение финала, невольно убыстряют темп.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий